Московская фотовыставка 1896

Андрей Парамонов Версия для печати Версия для печати

ФОТОГРАФИЯ  ВАСИЛИЯ  ДОСЕКИНА

        В начале XX в. Харьковским губернатором было распространено циркулярное распоряжение о сохранении старинных изображений г. Харькова, гравюр и фотографий. Фотографии Харьковского фотомастера Василия Сергеевича Досекина (1829-8.05.1900) стояли на первом месте.   

        Конечно, в Харькове и до Досекина были фотографы, первым считают ювелира Василия Зайцева, который открыл фотографию в 1851 г., его фотографии до сего дня неизвестны. Его преемник Яков Данилевский занимался не только фотографией, но и попыткой удешевить ее процесс. Фотографий Данилевского сохранилось единичное число, главным образом портреты, хотя этот мастер много путешествовал по Харьковской губернии, снимал уездные города и природу. Наиболее известным фотохудожником, запечатлевшим Харьков середины XIX столетия, стал Василий Досекин. Именно его фотографии украсили альбом Д.И. Багалея к книге «История города Харькова за 250 лет его существования». Сегодня те немногие фотографии, что сохранились у харьковских коллекционеров, оцениваются в приличную сумму денег. Четыре снимка из коллекции Харьковского частного музея городской усадьбы как никогда ярко раскрывают талант В. Досекина. На фотографиях улица Сумская, виды в начале улицы и наверху, у Таракановского переулка. Не менее примечательна фотография Х.Д. Алчевской (публикуется впервые), а свой автопортрет с дочерью и внуками, просто гениален по своему замыслу.
        Подпоручик В. Досекин приезжает в Харьков с однополчанином капитаном Аркадием Иониным на излечение после ранений, полученных при обороне Севастополя в 1856 г. А. Ионин уроженец Лебединского уезда помог приятелю быстро освоиться в среде Харьковского дворянства. Еще во время боевых действий В. Досекину довелось познакомиться с фотографической техникой в руках корреспондента из Санкт-Петербурга. Процесс изготовления фотографии его очаровал. Окрепнув после ранения он открывает в Харькове фотографическое заведение в доме купца Кузина по ул. Екатеринославская 3. Досекин первое время не делал крупных снимков, ограничиваясь форматом 5,5 на 8 см, что существенно удешевляло фотоснимки. Они были великолепного качества, приятного светло-коричневого оттенка, с большой глубиной резкости, этим и объяснялся успех «Фотографии В.С. Досекина». В последующем, когда фотография становится популярной и доступной большинству населения, он возвращается к стандартным, общепринятым форматам фотографии.
        В 1857-1861 гг. В. Досекин много фотографирует г. Харьков, благодаря ему мы имеем представления о старых харьковских жилых зданиях, присутственных местах, храмах, здании первого вокзала. На его фотографиях хорошо видны названия магазинов, имена владельцев, надписи на афишах, предметы того времени. Интересно, что В. Досекин не имел официального разрешения на работу фотографического заведения, что объяснятся просто, такие разрешения стали выдавать только с 1865 г., когда его заведению было уже восемь лет. Узнали о его отсутствии только в 1885 г. при передаче заведения сыну В. Досекина – Николаю.       
Фотография была не единственным источником доходов В.С. Досекина. В начале 1873 г. он начал вместе с А. Иониным строительство кирпичного завода. К апрелю в дачах Саржина Яра,  с левой стороны шоссе Харьков-Курск, были возведены первые несколько построек: семь сараев для просушки кирпича и печи по системе Гофмана.  Завод стал работать с 1874 г. довольно успешно. В последующие годы А. Ионин не значится среди владельцев завода, а В. Досекин становится Харьковским купцом 2-ой гильдии.
        Курьезный эпизод произошел с рабочими завода В.С. Досекина в июле 1899 г., когда они проходили через Благовещенский базар и увидели толпу народа, читающую брошюру профессора Фальбе «Конец света 13 ноября 1899 г.». Некоторые из них купили брошюры и читали в казармах. Страх перед смертью охватил людей, одни уходили по своим домам, другие не работали. 30 июля рабочие пришли к управляющему заводом В. Гюльцгофу и объявили о своих опасениях, из-за которых не хотят выходить на работу. «Забастовка» перекинулась на ближайший кирпичные заводы Поляна, Кларка, братьев Денисовых. Только 2 августа рабочие успокоились, благодаря постоянным беседам с Харьковским уездным исправником и фабричным инспектором. Интересно отметить, что наказан никто не был, изъяты были только брошюры. 
        Сохранился в Харькове дом, построенный В. Досекиным по ул. Сумская 90. Здесь в гостях у радушного хозяина бывали художники, писатели, артисты, как Харьковские так и гости из Москвы и Санкт-Петербурга, среди них друг Н.В. Досекина – художник В.А. Серов. На протяжении многих лет в доме Досекиных сдавалось бесплатно жилье студентам-медикам. Одним из студентов был будущий известный в Харькове врач П.И. Шатилов. Дочь В. Досекина – Мария стала его женой, а в качестве приданного получила земельную дачу на окраине Харькова – дачу Шатиловой, от которой он и сегодня носит название Шатиловка.  Из других детей В. Досекина известны художник пейзажист и маринист Николай (1863-1935), график и фотограф Алексей (1865 - ? ), а также дочь Анна умершая в младенчестве. 
Жаль, что в городе, который В. Досекин полюбил, подарил ему свой талант и мастерство, не сохранили мы улицу с его именем (нынешняя улица Ленина), его надгробие на Усекновенском кладбище. Он жив только в памяти немногих посвященных в его творчество людей.

 

Харьковский Частный Музей Городской Усадьбы
Design by Andrey Zelensky isp.rider.com.ua