Московская фотовыставка 1896

Владимир Миславский, Михаил Жур | Страницы 1 2 3 Источники и литература | Версия для печати Версия для печати

Альфред Федецкий. Странички биографии


       В последнее время повышенный интерес вызывает история развития фотографии в Харькове. Ряд статей, вышедших в Украине и России были посвящены замечательным харьковским фотографам А.М. Иваницкому и В.С. Досекину. Несомненно, в один ряд с этими признанными мастерам харьковской светописи, можно поставить и фотохудожника Альфреда Константиновича Федецкого.
Альфред Федецкий был одним из самых известных фотографов России конца XIX – начала XX веков. Его работы удостаивались многочисленных наград на отечественных и международных фотовыставках. Федецкий пользовался большим авторитетом у коллег по профессии. Высоко оценивали его талант и выдающиеся деятели искусства. В мастерской Федецкого побывали П.И. Чайковский, М.Л. Кропивницкий , Н.К. Садовский , М.К. Заньковецкая , М.М. Медведев , М. Зембрих , В.Н. Давыдов и др. Весьма лестно отзывался об искусстве А. Федецкого и выдающийся художник-маринист И.К. Айвазовский.
Будучи человеком творческим и увлеченным Федецкий живо интересовался различными техническими изобретениями. После ознакомления, с каким либо оригинальным нововведением, сразу же пытался освоить и применить новинку к своему любимому искусству – «светописи». Федецкий много экспериментировал в области рентгеновской фотографии и звукозаписи. Освоил технологию цветной и рельефной фотографии, а также различные методы нанесения фотоизображения на ткань, кожу и фарфор. Впервые в России произвел кинематографические съемки.
Альфред Константинович Федецкий родился в 1857 году в Житомире [1] в польской семье не утвержденных герольдией дворян [2]. Сведения о его родителях носят отрывочный характер. По одной версии, отец его был то ли мелким служащим, то ли управляющим в одной из помещичьих усадьб [3]. Другая, как нам кажется, более точная, версия указывает на то, что отец Федецкого был театральным антрепренером, принимал участие в строительстве киевского драматического театра [4].
Семья Федецких жила в Варшаве, за тем переехала в Киев. Детское увлечение фотографией переросло у мальчика в страстное желание посвятить свою жизнь фотоискусству. Родители приняли решение отправить юношу на учебу – в единственный в своем профиле, фотографический институт при Венской Академии художеств.
Венский фотографический институт считался одним из лучших в мире. Крупнейшие специалисты Европы преподавали студентам живопись, химию, физику и другие науки.
После окончания учебы, в 1880 году Альфред Федецкий вернулся в Киев. У молодого человека за плечами было прекрасное образование, но не достаточно практического опыта. Премудрости фотографической профессии Федецкий решил оттачивать в хорошо зарекомендовавшем себя фотоателье В. Высоцкого .
Влодзимеж Высоцкий открыл в Киеве фотоателье в 1871 году, и к моменту приезда Альфреда Федецкого уже был знаменитым фотографом. Высоцкий имел несколько наград различных фотовыставок, титул фотографа Двора Ее Императорского Высочества Великой Княгини Александры Петровны и титул фотографа Киевского университета Св. Владимира. Фотоателье Высоцкого размещалось в центре города, на Крещатике [5] и считалось одним из лучших в Киеве.
Высоцкий был плодотворным фотографом и одаренным поэтом. Он получил известность, как поборник дружбы украинского и польского народов. Творчество Высоцкого высоко оценивал выдающийся украинский поэт и писатель Иван Яковлевич Франко. Он отмечал: «Произведения брата Влодзимежа являются образцом дружбы друг к другу и взаимного уважения народа Польши и украинского народа. Мы всю историю прожили рядом и надо нам быть братьями и друзьями на все новые времена» [6].
Для молодого фотографа Высоцкий стал и профессиональным наставником и духовным учителем. Он прививал не только фотографические навыки, но и свои взгляды, которым Федецкий остался верен до конца жизни.
Высоцкий смог распознать огромный творческий потенциал в начинающем, но очень талантливом фотографе. Он назначил Федецкого управляющим своей мастерской, а вскоре доверил ему фотографировать «высочайших особ», гостивших у Великой Княгини Александры Петровны в Киеве.
Спустя несколько лет имя Федецкого становится известным многим киевлянам. Его работы восхищают и обывателей, и мастеров киевской сцены, и представителей «высшего света». Положительно отзывалась о профессионализме Федецкого и Великая Княгиня Александра Петровна .
За шесть лет работы в Киеве Федецкий сделал немало прекрасных фоторабот и накопил необходимый опыт для самостоятельной работы. Молодой фотограф принимает решение, переехать в другой город. Это решение базировалось, прежде всего, на уверенности в собственных творческих силах и в то же время было продиктовано жгучим желанием в полной мере реализовать знания, полученные от признанных мастеров фотографии. Финансово и морально Альфред Федецкий уже был готов вести собственное дело. Фотоателье он решил открыть в Харькове – динамично развивающимся городе, считавшимся крупнейшим фотографическим центром Юга России, где сконцентрировались значительные силы специалистов. В Харькове буквально кипела фотографическая жизнь – устраивались фотографические выставки, экспонировались работы известных мастеров на различных городских мероприятиях. Работы харьковских фотографов были хорошо известны в Москве и Петербурге.
6 марта 1886 года произошло значимое событие для харьковской фотографической жизни. Любители фотографии на своем собрании поставили вопрос об учреждении в Харькове фотографической школы [7]. Примечательно, но именно, в этот же день киевский фотограф А. Федецкий пишет на имя харьковского губернатора прошение о разрешении открыть в Харькове собственное фотоателье: «Пробыл более шести лет Управляющим Придворного фотографа двора Ее Императорского Высочества Великой Княгини Александры Петровны, под фирмою «В. Высоцкий» в Киеве и знал специально фотографическое дело, и желаю открыть в Харькове собственное фотографическое заведение. Имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство, выдать мне право на открытие названного заведения надлежащее разрешение. При этом докладываю, что сведения о моей личности, благонадежности и вообще какие только окажутся нужными для разрешения настоящего ходатайства, могут быть собраны по месту моего жительства в г. Киеве, на Атинковой улице, в доме № 11. » [8].
В Харькове подобные вопросы решались очень медленно. Посему Федецкий вынужден был 18 апреля 1886 года подать повторное прошение: «В апреле настоящего года подано было мной прошение на имя Вашего Превосходительства о разрешении мне открыть в г. Харькове фотографическое заведение, так как просимое свидетельство мною еще не получено, то я в дополнение к моему ходатайству, честь имею предоставить в форменной копии свидетельство Ее Императорского Высочества Государыни Великой Княгини Александры Петровны о предоставлении мне звания придворного Е. И. В. фотографа и покорнейше прошу Ваше Превосходительство иметь ввиду предоставленное мне  Ее Императорским Высочеством звание, и включить в запрашиваемое мною свидетельство.
Альфред Федецкий. Жительство мое в г. Киеве Дворцовый уч.
Лютеранская ул. Д. А 11/а Бакиновском. 18 апреля 1886 г.» [8].
27 апреля 1886 года на имя харьковского губернатора киевский губернатор отправляет характеристику, данную Альфреду Федецкому киевским полицмейстером: «Вследствие отношения от 13 минувшего марта за № 1703, имею уведомить Ваше Превосходительство, что по донесению Киевского Полицмейстера, проживающий в г. Киеве Варшавский житель Альфред Константинович Федецкий ни в чем предосудительном, как в нравственном, так и политическом отношениях, замечен не был…» [8].
После трехмесячной бюрократической волокиты Федецкий, наконец, получает долгожданное разрешение от харьковского губернатора «на право производства фотографических работ» за № 2821 от 3.06.1886 года:
«Господину Харьковскому Губернатору
Вследствие отношения от 12 мая сего года за № 2822, имею честь препроводить при сем Вашему Превосходительству расписку Альфреда Федецкого, в получении им, присланного при означенном отношении свидетельство за № 2821 на право производства фотографических работ в г. Харькове.
Киевский Губернатор [подпись]» [8].
В начале лета 1886 года молодой мастер вместе с супругой и полугодовалой дочерью переезжает в Харьков. Согласно резолюции харьковского губернаторА [8] Федецкий берет в аренду пустовавшее с 7 апреля ателье фотографа Досекина в доме, на Екатеринославской улице № 6.  
Спустя два месяца в местной газете появляется сообщение об открытии уже переоборудованного ателье: «Федецкий А.К. – фотограф Двора  Ее Императорского Величества Великой княгини Александры Петровны. В прежнем помещении фотографа Досекина. Открытие фотографии 1 августа. Фотоаппаратура привезена из Вены и Лондона» [9].
К моменту открытия Федецким своего ателье подобные услуги в городе уже предоставляли более десяти фотографических заведений, в которых работали известные харьковские фотографы: М.И. Овчиников, Ю.К. Бильдт, А.М. Иваницкий, Н.А. Дурново и др.
О деятельности Федецкого в 1886-1887 гг. в харьковской прессе практически не упоминалось. За этот период удалось разыскать лишь одно газетное сообщение, и то курьезного характера. В нем говорилось о том, что квартира, которую снимала семья Федецких на Екатеринославской улице, была обворована лакеем [10]. Но даже из этого небольшого сообщения, можно сделать определенные выводы. Видимо, дела у Федецкого шли неплохо. Он уже имел свой круг клиентов и достаточно заказов, коль мог позволить себе держать прислугу и оплачивать съемную квартиру на центральной улице города.
В отношении творчества фотографа можно говорить более определенно. Из сохранившихся фоторабот Федецкого видно, что с первых же шагов самостоятельной деятельности молодой фотограф начал смело отходить от установленных канонов, принятых в практике коллег. Он отказывается от общепринятой статичной «семейной» композиции снимка, стремится создавать портреты, близкие по принципу решения к живописи. Во время детального изучения ранних работ Федецкого, мы обнаружили любопытную деталь: на фотопортретах мастер слегка тонировал дамам губы. Этот нюанс «оживлял» портреты, придавал изображению объем и глубину.
Альфред Федецкий сознательно и активно искал средства выразительности фотоискусства. Новаторские для своего времени снимки фотографа быстро получили широкую популярность. Слухи о чудесном мастере фотопортрета распространились по Харькову. О деятельности Федецкого с уважением заговорили в России и во многих странах Европы.
Кроме портретной съемки Федецкий создавал жанровые фотокомпозиции и фотопейзажи. Эти работы не раз с успехом экспонировались на отечественных и зарубежных фотовыставках, публиковались в журналах, тиражировались в виде планшетов, даже переносились художниками на большие полотна.
В сентябре 1888 года на Всемирной выставке в Брюсселе А. Федецкий был удостоен золотой медали [11]. В ноябре того же года он удостоился «Высочайшей благодарности» императора Александра III за фотоснимки с места крушения императорского поезда в Харьковской губернии, не далеко от станции Борки [12]. Эти снимки в дальнейшем сыграют важную роль в судьбе Федецкого.
Крушение царского поезда, следовавшего из Ялты в Петербург, произошло 17 октября 1888 года в 13 ч. 45 мин. в нескольких десятках километров южнее Харькова. 22 человека погибли, более 30 получили ранения. Видя всеобщую панику и растерянность Александр III самолично принялся руководить спасательными работами, которые продолжались пять часов. Только когда были эвакуированы все пострадавшие, император выехал на станцию Лозовую. В здании вокзала был отслужен благодарственный молебен за спасение, а затем панихида по погибшим [13].  
Точная дата съемок Федецкого на месте крушения поезда пока не уточнена. Можно предположить что снимал он в день катастрофы или на следующий день утром [14]. Подлинно известно, что Федецкий сделал серию фотографий, оформленных в альбом. Один из альбомов, с видами места крушения Императорского поезда, Федецкий преподнес Великому Князю Сергею Александровичу на фотографической выставке в Москве 7 января 1889 года [15]. Такой же альбом фотограф подарил королю Дании Христиану IX. Монарх высоко оценил мастерство харьковского фотографа и наградил его золотой медалью [16]. Подобной награды, по имеющимся сведениям, не удостаивался ни один из российских фотографов.
И еще один интересный факт. По одной из фотографий о крушении поезда около станции Борки, была написана в Петербурге в 1913 году картина-икона, изображавшая спасение царской семьи во время катастрофы .
К событиям, связанным с крушением царского поезда, Альфред Федецкий обращался неоднократно. Так, например, газета «Харьковские губернские ведомости» от 17 сентября 1889 г. сообщала: «Харьковский фотограф Федецкий А.К. предоставил для поднесения Государю Императору и Королю Дании два фотографических снимка моментов освящения храма на месте катастрофы 17.10.1888 г. Гофмаршал Двора Его Императорского Величества князь Оболенский уведомил г. начальника Харьковской губернии, что снимки эти представлены им по назначению, и что Их Величество и Король Дании соизволили осчастливить г. Федецкого Высочайшею благодарностью».
Из газеты «Харьковские губернские ведомости» от 20 мая 1891 г., узнаем, что 20 мая состоялась закладка храма в Спасовом Ските «в память о чудесном избавлении Их Величества от опасности катастрофы 17 октября 1888 г.» и Федецкий производил съемку торжества.
Несколько фотографий Александра III Федецкий сделал во время приезда императора в Харьков 14 июня 1894 года. Фотограф запечатлел императора во время освящения Спасового Скита и связанных с этим событием торжеств [17].
«Харьковскому фотографу А. Федецкому, – сообщалось в газете «Харьковские губернские ведомости» от 17 августа 1894 г., –  за предоставленные им к поднесению Его Императорскому Величеству Государю Императору фотографические снимки, воспроизведенные им во время освещения храма в Борках, Всемилостивейше пожалован подарок из кабинета Его Величества, – перстень с изумрудом и бриллиантом» .
«Как уже известно, читателям «Южного края», местным фотографом Федецким, во время посещения Их Императорским Величеством храма на месте событий 17 октября 1888 г., сделал весьма удачные снимки разных моментов торжества. Снимки эти в настоящее время выставлены Федецким возле своей фотографии у витрины, около которой каждый день бывает много публики» [18].
«Король Леопольд, посетил русский отдел Антверпенской выставки, – сообщает корреспондент «Нового времени». –  Перед самым же выходом короля из отдела, на выставку были доставлены две роскошные фотографии на стекле Федецкого, изображающие разные моменты церемонии освящения храма в Борках. Эти две фотографии очень заинтересовали Его Величество, так же, как и другие работы Федецкого и вызвали полное одобрение короля» [19].
В дальнейшем по одной из фотографий освящения храма в Борках, сообщалось в газете «Харьковские губернские ведомости», была написана большая картина [20]. В 1894 году художник М. Рашевский изготовил несколько гравюр с видами храма «Христа Спасителя» в Борках по фотографиям А. Федецкого [21].
По сообщениям прессы император Александр III неоднократно посещал Харьков в связи с различными мероприятиями, посвященными «чудесному избавлению» царской семьи на месте крушения поезда. В 1898 году Федецкий изготовил пять малоформатных «картонов», для отдела Русского музея, посвященного памяти Императора Александра Александровича. Альбом фотографий, «с видами храма и часовни на месте событий 17 октября и с фотоснимками освящения их 14 июля 1894 г. и разновременных посещений места крушения поезда Высочайшими Особами» харьковский губернатор Г.А. Тобизен преподнес управляющему Русского музея Великому Князю Георгию Михайловичу .
Фотографии Александра III, сделанные Федецким, видимо, не сохранились. Но об этих фотоработах остались отзывы в прессе, где говорилось, что Федецкому «особенно хорошо удавалась могучая величественная фигура в бозе почивающего Императора Александра III» [22].
О  мастерстве работ фотохудожника из серии «коронованных особ» можно судить лишь по трем снимкам Николая II, которые в настоящее время хранятся в США в частной коллекции Д. Александрова [23]. Эти фотографии (20 августа 1898 г., приезд Николая II к 10-летию «чудесного избавления» царской семьи во время крушения поезда) запечатлели встречу Николая II на вокзале в Борках, шествие императора в окружении сопровождающих лиц и выход Николая II с императрицей Александрой Федоровной из храма.
23 августа 1898 года, спустя три дня после посещения Николаем II станции Борки, Федецкий отправляет императору в Ливадию серию фотографий. Николаю II понравились снимки и фотографу «был пожалован золотой перстень с великолепным голубым сапфиром, окруженным крупными бриллиантами» [24].
20 сентября 1898 года в Париже Федецкий был представлен президенту французской республики Феликсу Фору и «преподнес ему альбом со снимками различных моментов пребывания Их Императорских Величеств в Спасовом Ските 20 августа этого года». Президент, как сообщали одесские газеты, уполномочил одесского французского генерального консула передать Федецкому его официальную благодарность [25].
Об альбомах с фотографиями пребывания Николая II в Спасовом Ските сообщала и газета «Харьковский губернские ведомости»: «Фотограф А.К. Федецкий, известный своими художественными работами, выпустил в настоящее время в продажу прекрасно исполненные платинотиповые альбомы со снимками различных моментов пребывания Их Императорского Величества в Спасовом Ските» [26].
В дальнейшем, учитывая, что фотографом были «увековечены моменты посещения Спасового Скита в разное время Высочайшими Особами», заведующий Комитетом учреждений в Спасовом Ските при станции Борки, предложил Федецкому сделать фотографические снимки «для их распространения путем продажи» [27].
Подводя итог деятельности Федецкого, как придворного фотографа, приведем в хронологическом порядке, полученные им награды от «высочайших особ»: «Высочайшая благодарность» императора Александра III, за снимки крушения царского поезда (28.11.1888); Золотая медаль от короля Дании Христиана IX, за снимки крушения царского поезда (14.01.1889); Бриллиантовый перстень (21.01.1889); Золотая медаль от императора Германии Вильгельма II, за снимки крушения царского поезда (28.03.1889); «Высочайшая благодарность» короля Дании Христиана IX, за снимка моментов освящения храма на месте крушения царского поезда (12.09.1889); «Высочайшая благодарность» (17.09.1889); Бриллиантовый перстень с вензелем от Великого Князя Михаила Николаевича (11.12.1892); Бриллиантовый перстень от императора Александра III, за снимки освещения храма в Борках (29.07.1894); «Высочайшая благодарность» императрицы Марии Федоровны (31.12.1894); Бриллиантовый перстень» от императора Николая II, за снимки посещения Николаем II Спасового Скита (23.08.1898) [28].
В 1888-1891 гг. Альфред Федецкий принимает участие в различных городских мероприятиях, становится постоянным участником благотворительных вечеров Дворянского собрания [29]. Он ведет активную творческую и общественную деятельность. Производит съемку глубоко почитаемого в то время в России священника отца Иоанна Кронштадского , на которого, по словам А.П. Чехова «с надеждой были обращены взоры всего народа».
И. Кронштадский приехал в Харьков в 15 июля 1890 года [30]. Первая служба состоялась 16 июля в Успенском кафедральном соборе «в сослужении с соборным духовенством при пении архиерейского хора под управлением Ведринского» [31]. С 18 по 24 июля Кронштадским были проведены богослужения в других церквях Харькова и губернии. Приезд отца Иоанна получил огромный резонанс. Харьковский поэт и журналист В. Иванов посвятил ему стихи, газеты отмечали о чудодейственном исцелении Кронштадским больных, о большой любви народа к нему, о его встречах с Харьковчанами. 30 июля Кронштадский уехал из Харькова [32]. Сделанные Федецким фотографии И. Кронштадского были приурочены к 35-летию его службы - 30 ноября 1890: «В виду многочисленных письменных запросов о том, имеется ли у меня портрет отца Иоанна Сергиева (Кронштадского), честь имею известить всех почитателей отца Иоанна, что он действительно осчастливил меня разрешением снять с него портреты и что исполненной работой остался доволен, удостоив меня выражением письменно своей благодарности и разрешения мне распространять его портреты к продаже. Фотограф Федецкий А.К.» [33].
К общественно-политической жизни в России относятся фотографии и других публичных людей того времени. Так, в 1891 году, Федецкий зафиксировал «отъезд из Ливадии на пароходе «Орел» принца Валлийского с семьей и принца Сиамского со свитой» [34].
1888-1891 гг. становятся для Альфреда Федецкого поистине звездными. Кроме вышеупомянутых – Золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе (1888), Золотой медали от короля Дании Христиана IX (1889) и Золотой медали от императора Германии Вильгельма II (1889), фотограф был удостоен еще нескольких наград. Федецкого повторно наградили Золотой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе (1889), Малой серебряной медалью на IV Всероссийской юбилейной фотовыставке в Москве (1889), Золотой медалью на Промышленной выставке в Париже (1889), Золотой медалью Всемирной академии наук (Париж, 1890), Золотой медалью Альфонса III (Мадрид, 1890), Золотой медалью в Лондоне (1891) и высшей наградой – почетным дипломом на Международной фотографической выставке в Париже (1891) [35].
IV Всероссийская юбилейная фотовыставка в Москве была учреждена фотографическим отделением московского общества распространения технических знаний [36]. Фотовыставка, была приурочена к 50-летию изобретения фотографии и проходила в Императорском музее под патронатом Великого Князя Сергея Александровича. Почетным президентом был приглашен московский губернатор князь В.А. Долгоруков [37]. С 1 января по 15 марта фотовыставку посетили свыше 10000 человек [38]. Эта выставка стала знаменательным событием для фотографической жизни Российской империи и широко освещалась в прессе (лишь «Московские ведомости» посвятили выставке 17 статей). В этих публикациях многократно фигурировал и Федецкий. О его работах очень тепло отзывались корреспонденты московских и петербургских изданий:
5 января 1889 г. «…Во втором зале расставлены прекрасные портреты работы С.-Пб. Фотографа-художника Диниера; прекрасные фотографические снимки фотографа Фишера, харьковского фотографа Федецкого…» [39].
12 января 1889 г. «Работы г. Федецкого, получившего одну из первых наград на последней Брюссельской выставке 1888 года и экспонировавшего там же работы по предстоящей Парижской, весьма интересны. В числе многих из выставленных им работ бросается в глаза группа портретов членов правления какого-то местного банка, снятых в медальонах, разбросанных на груде разных кредитных билетов, акций и облигаций <…> Дорогое ложе, на котором покоятся заправилы банка, отработано фотографом с точностью и чистотой отделки. Идея такой группы нова и оригинальна…» [40].
12 января 1889 г. «На настоящей Московской фотографической выставке большая часть фотографов оказалось художниками. Возьмите например работы Шерера и Набгольца, их громадные портреты, снятые с натуры; снимки Фишера, Тиле, Федецкого, Иваницкого, Хмелевского и др. Каждая из этих вещей, толково и уместно ретуширована, представляющие приятную и прекрасную картину, свидетельствующую о художественном и изящном вкусе…» [41].
18 января 1889 г. «Выставленные на днях харьковским фотографом Федецким диапозитивы в полном смысле слова восхитительны. Эти диапозитивы г. Федецкого доказывают, чего может достигнуть фотография в руках фотографа-художника. Его диапозитивы, представляющие превосходные портреты и прекрасные жанровые картины выполнены в совершенстве: они отличаются мягкостью, силой, рельефностью, прекрасным освящением и грацией в позах. Но что всего более замечательно в этих диапозитивах – это жизнь и выражение, приданное изображенным лицам: когда внимательно вглядываешься, кажется что каждое лицо, полное жизненной экспрессии, сейчас заговорит. Диапозитивы или отпечатки на стекле со стеклянных негативов, составляют вообще весьма привлекательный род фотографических изображений, которые смогут служить лучшим украшением для оконных стекол, ширм, абажуров и т.д.» [42]
На IV Всероссийской юбилейной фотовыставке Федецкий экспонировал много работ в различных номинациях, однако, несмотря на столь лестные отзывы в прессе, был удостоен, как говорилось выше, лишь Малой серебряной медали за диапозитивы [43]. К примеру, высших наград – почетных дипломов на выставке было присуждено 5; Больших золотых медалей – 2; Малых золотых медалей – 8; Больших серебряных медалей – 10; Малых серебряных медалей – 15; Бронзовых медалей – 19 [44].
Вызывает недоумение подобное отношение организаторов выставки, к признанному во всем мире фотохудожнику, награжденному неоднократно золотыми медалями на престижных международных фотовернисажах. Федецкий, видимо, был в недоумении от столь низкой оценки своих работ и, может быть поэтому, больше не выставлял свои работы на отечественных фотовыставках.
Через два месяца после закрытия IV Всероссийской фотовыставки, в июле 1889 года, Федецкий посетил всемирную индустриальную выставку в Париже, которая проводилась с интервалом в одиннадцать лет. Выставка была приурочена к 100-летию французской революции и стала одной из крупнейших в мире. Используя эту выставку Франция хотела доказать свое превосходство в областях техники и культуры. Главными достопримечательностями выставки стали Эйфелева башня, Галерея машин, Дворец искусств. В обширных павильонах были представлены новейшие технические изобретения – телефон, фонограф, воздушный шар и другие достижения. В рамках индустриальной выставки демонстрировались достижения и в области фотографии. Среди экспонировавшихся работ лучших фотомастеров мира были выставлены и фотографии «А. Федецкого из Харькова». Одна из нескольких Золотых медалей Парижской индустриальной выставки была присуждена Альфреду Федецкому.
Это был неслыханный, фантастический успех российской фотографии. В связи с этим грандиозным событием Федецкий, будучи скромным человеком, поместил в харьковской газете лишь небольшое рекламное объявление: «Фотограф Федецкий А.К. честь имеет сообщить, что возвратился из Парижской всемирной выставки. Привез большой выбор всевозможных изящных декораций для балконной съемки, а также приобрел новейший аппарат для воспроизведения фотографии на фарфоре, эмали, шелке и т.д.» [45].
Именитый фотохудожник, коим несомненно являлся Альфред Константинович, мог позволить себе жить в Петербурге или Москве. Однако, Федецкий предпочел остаться в Харькове. Он продолжает расширять фотографическое дело. Его фотоателье становится крупнейшим в Украине, и насчитывает в штате более 10-ти человек техперсонала [46] (в среднем нанятый персонал фотоателье в то время составлял 2-3 человека) [47].
В 1891 году Федецкий приобретает в Харькове более просторное помещение для своего фотоателье: «Федецкий А.К. – фотограф перешел с 1 августа в дом генерала Износкова [48] Ул. Екатеринославская, 18» .
В 1892-1893 годах о жизни и творчестве Федецкого почти нет упоминаний в прессе. Видимо, причина кроется в объявление, которое прочли харьковчане 22 февраля 1892 года в газете «Харьковские губернские ведомости»: «Альфред Константинович Федецкий с душевным прискорбием извещает родных и знакомых о смерти жены своей Ядвиги Станиславовны Федецкой, скончавшейся 20 сего февраля. Вынос тела из костела на кладбище в воскресенье, 23 февраля после литургии».Ядвига Федецкая скончалась во время родов третьей дочери. Эта трагедия, после которой Альфред Константинович остался с тремя малолетними детьми стала для него тяжелым ударом. Возможно, поэтому Федецкий почти два года не принимал участия в фотовыставках. Однако, в марте 1893 года все же произошло одно знаменательное событие.
Директор Харьковского музыкального училища И.И. Слатин в 1892 году решил пригласить в Харьков Петра Ильича Чайковского. Однако приезд великого композитора несколько раз откладывался. Как вспоминал музыкант И. Букиник , он узнал от Слатина, что «…Петр Ильич приедет в Харьков 11 марта, а 14 марта состоится симфонический концерт из произведений Чайковского…» [49].
Альфред Константинович был страстным почитателем музыки. В его ателье нередко устраивались импровизированные концерты, в которых принимали участие многие выдающиеся харьковские музыканты. «Эти маленькие музыкальные собрания, – отмечал корреспондент «Южного края», – помимо чисто-художественного наслаждения, были тем более приятны, что их оживлял своей беседой, своей изысканной любезностью сам симпатичный хозяин» [50]. Можно предположить, что о приезде П.И. Чайковского в Харьков, Альфред Константинович узнал от своего ближайшего друга, известного харьковского музыканта и композитора А.В. Шульц-Эвлера .
П.И. Чайковский приехал в Харьков из Москвы 11 марта 1893 года в девять часов утра. Приблизительно в 13 часов началась первая репетиция. Еще две репетиции состоялись 12 и 13 марта [49].
Четыре снимка П.И. Чайковского Альфред Константинович сделал в своем ателье 14 марта после окончания концерта приблизительно в 17 часов. «… Молодежь из публики и учащиеся музыкального училища вбежали на эстраду, посадили Петра Ильича в кресло и на руках понесли его, сидящего в кресле, через весь зал, сопровождаемые приветствиями и аплодисментами. Члены музыкального общества во главе с И.И. Слатиным посадили Петра Ильича в фаэтон и отвезли его во фраке с белым галстуком к фотографу Федецкому» [49].
Еще два снимка Федецкий сделал во время посещения Петром Ильичем Харьковского музыкального училища 15 марта, около 11 часов [49]. На этих фотографиях П.И. Чайковский запечатлен c деятелями Харьковского отделения русского музыкального общества и с преподавателями музыкального училища [51].

В тот же день, после окончания концерта, который дали ученики музыкального училища специально для П.И. Чайковского из ателье А. Федецкого доставили фотографии. «…Петр Ильич был очень изумлен, – вспоминал И Букинник, – что так быстро и так хорошо они исполнены. Он выбрал самый лучший снимок , сделал на нем надпись своей рукой: «На память музыкальной школе от Петра Ильича Чайковского. 15 марта 1893 года» [49].


1. Кропивницкий Марк Лукич (1840 – 1910), украинский драматург, актер, режиссер. Один из основателей украинского профессионального театра. Реалистические пьесы главным образом из крестьянской жизни: «Дай сердцу волю, заведет в неволю» (1863), «Мироед, или Паук» (1882), «Пока солнце взойдет, роса очи выест» (1882). С 1889 жил в Харькове. См. в частности об этом: Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь: В 86 т. СПб.: Брокгауз и Эфрон, 1890-1907; Митці України. Составители: М.Г. Лабинский, В.С. Мурза; Под редакцией А.В. Кудрицкого. К.: ІЕ, 1992; Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: В 2 СD. М., 2003.

2. Садовский (Тобилевич) Николай Карпович (1856 – 1933), украинский актер, режиссер. Брат И.К. Карпенко-Карого, П.К. Саксаганского. В театре с 1881. В 1906 организовал первый украинский стационарный театр. См. в частности об этом: Лабинский М.Г., Мурза В.С. Митці України; Всемирный биографический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 1998; Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.  

3. Заньковецкая (Адасовская) Мария Константиновна (1854 – 1934), украинская актриса. Играла в труппах М. Кропивницого, М. Старицкого, Н. Садовского. В 1906 участвовала в создании первого украинского стационарного театра в Киеве, в 1918 – Народного театра. См. в частности об этом: Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь; Лабинский М.Г., Мурза В.С. Митці України; Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Фотографии М. Заньковецкой работы А.Федецкого находится в Киевском музее театрального, музыкального  и киноискусства.

4. Медведєв (Меер Бернштейн) Михаил Ефимович (1859 – 1925), оперный певец. Окончил Киевское театральное училище, Московской консерватории. После окончания консерватории в 1881 г. дебютирует в Харькове, Киеве, Одессе. С 1885 в Большом театре. Первый исполнитель партии Ленского в опере «Евгений Онегин». В 1903 становится профессором Киевской консерватории, а с основанием в 1912 году Саратовской консерватории становится ее профессором. См. об этом: Ганский В. Первый исполнитель. // Рампа (Саратов). 2003. № 38. Фотография М. Медведева (1890) работы А. Федецкого хранится в фондах Государственного дома-музея П.И. Чайковского.

5. Зембрих (Зембрих-Коханьская) Марчелла (1858 – 1935), польская оперная певица. Училась В Львовской и Венской консерваториях. С 1877 – пела в оперных театрах мира, в т. ч. в «Метрополитен-опера». С 1909 жила США. С 1924 преподавала в Нью-Йорке. См. в частности об этом: Музыкальный словарь Гроува. Перевод с английского, редакция и дополнения доктора искусствоведения Л.О. Акопяна. М.: Практика, 2001; Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

6. Давыдов Владимир Николаевич (наст. имя и фам. Иван Николаевич Горелов) (1849 – 1925), российский актер, педагог, народный артист Республики (1922). На сцене с 1867, в 1880-1924 в Александринском театре в Петрограде. С 1924 в Малом театре. Крупнейший представитель русской реалистической школы. См. в частности об этом: Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь; Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 

7. Высоцкий Влодзимеж (1846 – 1894). Польский поэт и публицист, фотограф-художник. Был вице-президентом Киевского технического общества. Был известен как поборник дружбы украинского и польского народов. Авто поэм «Ляшка» (1883), «Оксана» (1891). В 1871 – открыл в Киеве фотографическое ателье. Автор фотопортретов Л. Украинки, И. Франка с женой (1886), В. Антонович и др. Могилу В. Высоцкого сравняли с землей в 1996 году. См. в частности об этом: Лабинский М.Г., Мурза В.С. Митці України; Мистецтво України. Біографічний довідник. Составители А.В. Кудрицкий, М.Г. Лабинский. Под редакцией А.В. Кудрицкого. К.: Українська енциклопедія, 1997; Кондрацкий А. Поляки в Киевском университете. // Поляки в Киеве. К., 2002.

8. Александра Петровна (1838 – 1900). Великая княгиня, дочь принца Петра Георгиевича Ольденбургского. С 1856 – замужем за великим князем Николаем Николаевичем Старшим (сын Николая I). Активно участвовала в общественной жизни. Еще до замужества стала действительным и почетным членом Императорского Женского патриотического общества (1854). С 1879 – жила в Киеве, где организовала в 1893 г. Покровский монастырь-больницу и приняла иночество. См. в частности об этом: Памяти царственной инокини Анастасии. СПб., 1901; Грант Т. Александра Петровна. // Энциклопедический словарь. Т. 2. С. 103-104.

9. Из свидетельства Ее Императорского Высочества Государыни Великой Княгини Александры Петровны от 15 апреля 1886 г. № 114. Киев. «По воле Государыни Великой Княгини Александры Петровной дано сие Альфреду Константиновичу Федецкому, что он управляя фотографическим заведением В. Высоцкого, в течение шести лет занимался исключительно сниманием фотографических портретов Ее Императорского Высочества Государыни Великой Княгини Александры Петровны и других Высочайших особ, и за постоянно отличное исполнение работ, удостоен Высочайшими подарками, а также имеет право на звание фотографа Ее Императорского Высочества Государыни Великой Княгини Александры Петровны.
Ее Императорского Высочества секретарь, действительный Статский Советник Н. Капустин». (ГАХО Ф.3, оп. 281. ед.хр.197, л. 3).

10. Досекин Василий Сергеевич (1829 – 1900). Подпоручик, житель г. Харькова. В 1873 г. устраивал вместе с Иониным А.И. кирпичный завод на своей земле в Саржином Яру. Владелец одной из первых фотомастерских в Харькове (1856-1883). В 1885-1886 годах в мастерской Досекина работал его сын Николай. См. в частности об этом: ХОГА. Ф. 3. Оп. 281. Д. 106; Парамонов А. Энциклопедия фамилий Харьковской губернии. Книга первая. Х.: Райдер, 2003. С. 83; Титарь В. Василий Досекин: материалы к истории харьковской фотографии. // Харьковский исторический альманах (Харьков). 2003. Весна-лето. С. 65-69.

11. Дом Базилевича на ул. Екатеринославской (сейчас ул. Полтавский шлях). В разное время здесь работали фотоателье В.С. Досекина, (1856-1883), Н.В. Досекина, (1885-1886), А.К. Федецкого (1886-1889), Р.Л. Туккера (1893-1898), Ф.А. Азарнова (1912-1915), «Де Ламитье» (1915-1916). В 1908 году на этом месте был построен кинотеатр Бр. Боммер.

12. Икона находится в кафедральном соборе св. Исаакия Далматовского в Петербурге. См. Ирошников М., Процай Л., Шелаев Ю. Николай II. Последний российский император. СПб.: Духовное просвещение, 1992. С. 96-99. Возможно, эта икона была изготовлена по фотографии другого харьковского фотографа А.М. Иваницкого, который также сделал снимки с места крушения царского поезд. См. в частности об этом: Харьковские губернские ведомости. 1888. 6 ноября; 1889. 6 ноября; 1894. 13 июля; 1898. 19 мая; Юськин А. Крушение царского поезда. // Огонек (Москва). 1989. № 25. С. 24-25.

13. Православный комплекс Спасов Скит, состоял из монастырской деревянной церкви, пещерной часовни, башни-часовни и каменного храма во имя Христа Спасителя. Основан в 1889 году Святогорской обителью в память о чудесном спасении императорской семьи на месте крушения царского поезда (ныне село Первомайское, Змиевского района, Харьковской области). Близ храма находилась надгробная плита, под которой покоились тела погибших при крушении поезда. Часовня Спаса Нерукотворного после реставрации вновь открыта для прихожан 23 июня 2003 г. См. об этом: Православіє в Україні. http://orthodox.org.ua/.  

14. Подарочный перстень изготавливался на ювелирной фабрике Карла Фаберже в период царствования Александра III (1881-1894). Из Кабинета его Величества было вручено 2730 перстней на сумму 586084 р. по средней цене около 215 р. См. об этом подробнее: Скурлов В., Буре А. Павел Буре. // Антикварное обозрение (Петербург). 2002. № 2.

15. Папка с фотографиями из темно-зеленной кожи, с белой муаровой подкладкой была изготовлена в харьковской мастерской Адольфа Карловича Дарре. ХГВ, 23 августа 1898 г.

16. Кронштадский (Сергиев Иван Ильич) Иоанн (1829 – 1908). Чудотворец, протоирей, церковный писатель кандидат богословия, автор многочисленных книг. Сын сельского причетника Архангельской епархии, воспитанник Санкт–Петербургской духовной академии. В 1855 году поступил священником в Андреевский собор г. Кронштадта. Основал «Приходское попечительство для помощи бедным» (1874), первый в России «Дом трудолюбия» (1882). Канонизирован Русской православной церковью за границей (1964) и Русской православной церковью в России (1990). См. в частности об этом: Ирошников М., Процай Л., Шелаев Ю. Николай II. Последний российский император. С. 115; Русский восток. 2001. 14-31 декабря.

17. Сейчас Театр юного зрителя. В разное время здесь работали фотоателье М.И. Овчиникова (1883-1891), А.К. Федецкого (1891-1896).

18. Слатин Илья Ильич (1845 – 1931). Дирижер, пианист, педагог. Музыкальное образование получил в петербургской консерватории; концертировал за границей в качестве пианиста и капельмейстера. Способствовал основанию в Харькове отделения Императорского русского музыкального общества и музыкального училища. Был директором этих учреждений. См. об этом: Брокгауз Ф.А. Эфрон И.А. Энциклопедический словарь; Лабинский М.Г., Мурза В.С. Митці України.

19. Букиник Исаак Евсеевич (1867 – 1942). Известный харьковский скрипач. После окончания Харьковского музыкального училища (1887) работал преподавателем музыки в Сумской гимназии. Давал частные уроки музыки в Харькове. С 1918 преподаватель Харьковской консерватории. Автор методики обучения игры на скрипке. Погиб в Дробицком яру. См. в частности об этом: Лабинский М.Г., Мурза В.С. Митці України. С. 93; Берлин В. Харьковчанин. // Дайджест (Харьков). 2002. № 4.

20. Шульц-Эвлер Андрей Васильевич (1852 – 1905), известный харьковский композитор и пианист. Окончил Варшавский музыкальный институт (преп. Штрубель, Манюшко). В Харькове с 1883 года. Преподавал музыку в собственной школе. Автор многочисленных романсов и транскрипций - «На прекрасном голубом Дунае», «Арабески» (на темы вальса И. Штрауса), «Нарзан» и др.

21. Фотографии П.И. Чайковского (1893) работы А. Федецкого хранятся в фондах Государственного дома-музея П.И. Чайковского. См. Белонович К., Котомина Ф. // Чайковский 1840-1893. М.: Музыка. 1990. С. 152-153, 213-214.

22. Этот фотопортрет с дарственной надписью П.И. Чайковского хранится в Харьковском институте искусств.

 

Страницы 1 2 3 Источники и литература Версия для печати Версия для печати

 

Харьковский Частный Музей Городской Усадьбы
Design by Andrey Zelensky isp.rider.com.ua